Любимый фильм / Отзывы - обновление на сайте: Это один из первых в мире звуковых фильмов. И, помимо этого, первый "частично озвученный" фильм в моей коллекции. Если быть точным, существуют две отдельные версии, в числе которых была снята и немая, долгое время считавшаяся утраченной. Как и в случае с цветом, звук, продемонстрированный впервые в кино в мюзикле Певец Джаза 1927 года, входил в норму постепенно, осторожной и неуверенной поступью. Несколько лет, рука об руку, на экраны выходили одновременно и отголоски эры уходящей, и вестники эры приходящей. Технология, позволявшая сделать кинематограф "говорящим", сформировалась окончательно к 1919 году, но в тот момент она никому не показалась нужной. Ведь все и так работало прекрасно, аудитория оставалась довольной. Спустя 30 с лишним лет бесчисленных сеансов, мир, казалось, не нуждался в том, чтобы услышать голоса своих кумиров. Стоило лишь только дать подсказку, провести эксперимент и предложить публике совершенно новый опыт. Это, собственно, и было сделано компанией Warner Brothers, видевшей в своем резонансном шаге спасительную соломинку на пути к банкротству. Точка невозврата была достигнута. И все-таки революция в кинопроизводстве несла с собой не только возможности, но и сложности. Путь был непростым, а потому и долгим. Далеко не все были готовы следовать примеру и не все были столь отчаянны, чтобы рисковать привычным алгоритмом работы. Одни опасались дороговизны процесса, другие - вреда сложившейся эстетике. Одним из тех, кто держался старой школы дольше всех, был Чаплин, поначалу скептически отнесшийся к возможностям "громыхающей" и "булькающей" картинки, а позднее разочарованный тем, что новая технология, возросшая в повсеместной популярности, все же улучшается и вскоре попросту убьет романтику столь близкого ему искусства, практически обретшего свой момент совершенства в рубежах пантомимы. Вот так однажды нечто, в чем ты достиг мастерства, становится прошлым.
И действительно, черты того самого прошлого явно бросаются в глаза, когда ты смотришь ленту Blackmail. Игра актрисы Анни Ондра, исполнившей роль главной героини Элис, настолько театральна и чрезмерна, что для меня, как зрителя, становится не слишком очевидным, идеальна ли она или же ужасна. Однако, возможно, все дело в том, что изначально картина создавалась без расчета на добавление полноценной звуковой дорожки и строилась, исключительно, на мимике и жестах. Вскоре было решено внести коррективы и следовать за ветром. В оригинальных кадрах звук либо отсутствует полностью, либо наложен на скорую руку. А полноценную речь вы сможете услышать лишь в отснятых и добавленных позднее сценах с основными репликами. Если так, то можно, я думаю, понять и кинетическую экспрессию бедной Элис, отражавшей каждой клеткой своего тела весь ужас происшедшего с ней инцидента. Когда в твоем распоряжении есть только руки и лицо, ты работаешь ими, насколько это в твоих силах - так ведет себя пантомима. Впрочем, в современном кино, время от времени, встречается другая крайность - персонажи, напротив, слишком быстро и легко приходят в себя, а их глаза ничего не выражают. Не ощущаешь глубины драматизма. Так что я бы сказал, что Элис молодец. Хотя и в несколько преувеличенной манере, она все же убеждает тебя: случилось страшное. Вообще-то, это крайне любопытный фильм - он будто стоит двумя ногами на двух разных лодках, вот-вот готовых друг от друга отдалиться. В то же время, наряду с очевидными техническими огрехами, есть в нем и приятные бонусы, изумившие меня. К примеру, поворот камеры по горизонтали, а также подъем по вертикали, приближение и отдаление относительно объекта съемки, насколько мне известно, в те времена были редким явлением. В рядах моей видеотеки это первый, столь прогрессивный, экземпляр.
На этом, собственно, вопросы к картине Шантаж иссякают. Вступление, дающее нам представление о жизни Фрэнка и Элис, может показаться немного затянутым. С другой же стороны, я бы не хотел обходиться без подобных вводных деталей. Ведь больше всего я люблю то кино, которое позволяет воспринять объемные образы людей, Становится понятнее логика их поступков в тот момент, когда начинается действие. И вот в тот момент, когда приходит основной сюжет, ты понимаешь, что перед тобой идеальный, классический Альфред Хичкок. Его ранние работы очень просты для восприятия и, при этом, увлекательны. В них всегда есть интрига и симпатия к герою, без преувеличения. В этом, наверно, и есть одна из граней таланта режиссера - в умении подобрать правильные лица. Особый и бесспорный восторг, в этом смысле, лично у меня вызывают и облик, и харизма, и игра Дональда Калтропа, воплотившего собой эталонного злодея Трейси. Ради этого едкого прищура во взгляде стоит устроить повторный просмотр, и не раз. Отмечу, что для меня самого работы Хичкока всегда были привлекательны своей литературностью, ведь в основе их часто лежали романы и пьесы. Что же до самой идеи шантажа, как весьма грязного приема, то здесь нам дается очень хороший, мудрый ответ: никто не может быть уверен в завтрашнем своем превосходстве. Прежде чем показать свою силу тому, кто уязвим, стоит убедиться в том, что у тебя нет слабостей. Любой шантажист, в той или иной степени, ступает по тонкому льду и выбирает скользкую дорожку. Намек на это мы видим на экране дважды, и первый из них - в студии художника. Подробнее о фильме: Шантаж (1929).
|