Любимый фильм / Отзывы - обновление на сайте: История помнит немало смутных времен, но мне кажется, что 1918 год стал одним из тех периодов, по отношению к которым даже слово "хаос" кажется не таким уж и емким. Мир кипел и сотрясался практически во всем своем земном масштабе. И если где-то в теплой, далекой Калифорнии Чарли Чаплин мог, по-прежнему, снимать вполне хорошее и легкое кино - например, ободряющую комедию под названием На Плечо, - то вот выход в свет идеалистического датского фильма A Trip To Mars, снятого в самом сердце беспокойной и мрачной Европы, наверняка, был делом не таким простым.
Увидев эту картину впервые лет, этак, 14 назад, я отметил для себя ее обособленность, как в идейном, так в техническом плане. Все же смотреть фантастику начала 20-го века, как минимум, любопытно. Этот жанр был не просто редким, но и достаточно сложным, я полагаю, в реализации. Многим из нас кажется очевидным, что сказки о космосе пришли в прокат лишь только во второй половине 70-х годов. Те же, кто лучше подкован, скажут, что идея пришельцев и других планет переживала настоящий бум в кинематографе и в обществе, в целом, еще в далеких 50-х. Однако, ведь мы с вами знаем теперь, что началось все с Жоржа Мельеса и его революционной работы Путешествие На Луну 1902 года.
Датская лента Путешествие На Марс это совершенно точно не первая ласточка, но она одна из них. А потому она заслуживает некоторого внимания. Возможно даже, вам покажется, что она достойна особого интереса. Стоит сразу оговориться, что, как и в случае с Путешествием На Луну, здесь присутствует своя доля абсолютно понятной и закономерной наивности. Не забываем, что практических знаний и эффективных технологий в то время еще не могло быть. Это все еще немое кино - здесь люди не только не видели аппаратов, способных покинуть пределы Земли, но и не слышали речь говоривших в кадре персонажей.
Тем не менее, в сравнении с тем же творением Мельеса, во время недавнего повторного просмотра, я испытал восторг хотя бы в том, насколько далеко, за прошедшие 16 лет, ушли представления киноделов о художественности и кинематографичности. Детализация сюжета здесь и вправду радует. Более одного часа он идет, приближаясь к отметке в девяноста минут, что, конечно, уже не рекорд, но все еще не очень-то к лицу безмолвному экрану. Впрочем, могу сказать, что полный метр здесь вполне обоснован. Сценаристы поэтапно и вдумчиво погружают нас не только в действие, но и вглубь переживаний главных героев. Здесь есть решимость и сомнения, поддержка и противостояние, фантастика, комедия и драма.
Это многогранная вещь и полноценное по своему качеству кино, в котором уделено внимание всему: деталям самых разных планов и декораций, осмысленным диалогам, интригующим поворотам, красивым видам и даже очень неплохим для своего времени комбинированным съемкам. Что я отметил для себя особенно явно, это харизматичность актеров - то, без чего попросту невозможна симпатия зрителя, и то, без чего не обходится рецепт ни одной действительно хорошей и запоминающейся картины. Вспомните, интересные черты, характеры, эмоциональная связь между персонажами и их разговоры - это то, что вас влюбляет.
Не обошлось здесь, конечно же, и без откровенной театральности в жестах и мимике лиц, но такова уж есть она, эпоха тихо движущихся губ и интертитров. Что кажется мне намного более забавным, так это сама идея о том, что звезды и планеты ждут землян, словно братьев и сестер, взывая не иначе, как к спасению. Ирония особо очевидна в тот момент, когда преисполненные светлых стремлений путешественники умудряются пустить в ход оружие, прибыв в совершенно миролюбивую и одухотворенную обитель марсиан. Раскаяние, к счастью, наступило очень скоро, что, в принципе, показывает людей, как еще совсем юную и импульсивную расу, не всегда знающую, где лежит грань между добром и злом, но готовую учиться на своих ошибках.
Если же забыть на минуту о сарказме, то после второго просмотра я оказался изумлен тем, что сегодня этот фильм даже более актуален, чем какое-то время назад. Вечная проблема противоборства духа и плоти была предметом размышлений и за сотню лет до этого дня. Мы думали об этом тогда, мы думаем об этом сейчас. Но, как и прожигание жизни, упомянутое мной в предыдущей статье, есть в людях нечто почти неизменное - борьба с самими собой. Исправить нас можно, наверное. Не столь просто и быстро, как этого хотелось бы авторам сценария, но мы близки уже, как никогда. Путешествие На Марс (1918) вряд ли станет для вас "настольной книгой" - все же беззвучное кино понемногу забывается и смотрится все реже, оно не может конкурировать с тем, что мы имели позднее. Однако, говоря объективно, этот фильм по-своему идеален, хорошо продуман и красиво снят. С учетом перечисленных мной выше недостатков, это очень близко к твердой четверке из пяти баллов. Стоит посмотреть хотя бы раз.
|