Любимый фильм / Отзывы - обновление на сайте: Ну, а сейчас, друзья мои, настало время удивляться. Все-таки стоит отдать должное предприимчивости и изобретательности энтузиастов французского кино, которые не только сумели превратить его в массовый аттракцион, но и подарили миру множество смелых экспериментаторских идей, отголоски которых уже давно и прочно, хотя и ошибочно, закрепились в наших умах, как продукт американского кино и Голливуда, в частности.
Стоит упомянуть, что крупнейшие киностудии США лишь только начинали возникать как раз где-то после 1909 года, по первости являя собой дополнительный, побочный, вид бизнеса для владельцев сетей кинотеатров. Кстати, не будем забывать и о том, что публичные показы "движущихся картинок", ставшие прообразом кинотеатральной технологии, начались также с французов. Любопытно и, кажется, неожиданно, что сегодня уже никто почти и не помнит о том, что главным киноделом во всем мире на протяжении, как минимум, 20 лет когда-то оставалась именно Франция.
О невероятно прогрессивном Путешествии На Луну, снятом на рубеже веков Жоржем Мельесом, я уже писал отдельный отзыв. Впрочем, это была лишь первая ласточка, предварившая собой этап бурного расцвета кинофантазии. Стало ясно, что есть способ превращать невозможное в правдоподобное. Художник, оператор и режиссер Сегундо Де Шомон - испанец, живший и работавший в Париже - когда-то стал для меня истинным откровением, показав, что люди в кадре могут исчезать, а предметы - двигаться и менять свою форму. Разумеется, не обходилось дело и без покадровой анимации. И все же, вот он, источник, которому обязан весь киномир сегодняшнего дня.
Примерно после 1905 года, от ленты к ленте, Сегундо совершенствует свое искусство, демонстрируя, по сути, одно - в кино возможно все. Автор использует не очень хорошую пленку, он не всегда украшает ее цветом - хотя и в этом он проявил себя одним из первых. Его цель - иллюзия, волшебство, изумление. На пути его изысканий просто невозможно было бы пройти мимо книги Герберта Уэллса - Человек-Невидимка. Так на свет и появилась собственная интерпретация Сегундо Де Шомона в соавторстве с Фердинандом Зекка - Невидимый Вор.
У людей, по природе, не так уж много желаний. Но, по иронии, довольно много объективных и надуманных границ. А потому заветной мечтой, где-то в глубине каждой порочной души, становится вседозволенность. Почему-то - и все мы знаем почему - почти в каждой из когда-либо снятых картин на тему, заданную Уэллсом, невидимость расценивается, как верный способ творить зло и избегать наказания. Значит ли это, что все мы, в той или иной степени, создания довольно мрачные в своих фантазиях, если глаза и умы наши горят от одной только мысли?
Ну, конечно же, нет - не все столь однозначно. Хотя и быть не может никаких сомнений в том, что первыми за книгой с рецептом эликсира невидимости по Уэллсу помчатся отъявленные злодеи. Об этом и говорит нам фильм. Пусть и небрежно, но эффективно в нем реализован тот самый эффект исчезновения, который мы привыкли видеть, например в работе Джона Карпентера - Исповедь Невидимки 1992 года и в более поздних картинах. Между прочим, пример Карпентера и снявшегося у него Чеви Чейза - единственный известный мне пример интерпретации темы, в рамках которой главный персонаж не сделал ничего плохого. Все же моя вера в людей не напрасна.
Да, фильмы, затрагивающие людские страхи и инстинкты, снимаются бесчисленно, но они все лишь повторение чего-то одного. И мне безумно приятно, что в моей коллекции есть тот самый, первый, экземпляр, на много лет обошедший даже Клода Рейнса и его Человека-Невидимку 1933 года. Первый, а потому, бесспорно, вызывающий восторг своей смелостью. Мне кажется, Le Voleur Invisible удался и даже опередил свое время. Подробнее о фильме: Вор-Невидимка (1909).
|